Десять дней в стране Полуночного солнца. Часть первая.

После прошлогодней поездки в Тромсе со страшной силой захотелось в отпуск, и не куда-нибудь, а именно на Лофотенские острова.

Улдис, который летал со мной в Тромсе с готовностью подхватил идею отпуска на севере Норвегии, да и третьего человека в нашу компанию долго искать не пришлось – Люда, моя подруга и по совместительству заводчик священных бирм, тоже любит Норвегию, и она не долго колебалась.
Прошло полгода.
И в этот момент (где-то в январе-феврале) все начало разваливаться – и Улдис, и Люда одновременно поменяли работу, а это означало, что можно забыть об отпуске на две недели этим летом. Что же делать, кричала я и бегала по потолку. Но эстонцы изобрели скайп. А в скайпе у меня – 200 человек. Я села, и стала просматривать адресный лист… Не то, не то, не то, этот не поедет, эта не любит холод… В итоге, из четырех человек, кому я предложила поехать двое моментально ответили согласием, а больше народу в мой тессомобиль и не влезет. Итак, решено, отпуску быть! Экипаж тессомобиля состоял из меня (Рига, шофер, фотограф и повар), Леши (Рига, штурман, фотограф под моим чутким руководством, видеооператор и бармен) и Оли (Москва, фотограф-Оля-снимай-я-специально-остановилась-снимай, хранительница подушек, ди-джей и певица). Если Леша согласился ехать еще в начале апреля, то с Олей получилось очень знаково – в последние дни апреля, за сутки до ее отлета на пару недель в Италию я умудрилась выцепить ее в скайпе, заручиться согласием на поездку, получить копию паспорта, и провентилировать информацию на счет норвежской визы. Сутками позже, и вряд ли мы успели бы все это провернуть. Я всегда говорила, что мне везет по жизни 🙂

Итак, команда подобралась, маршрут примерно был готов, последние два с половиной месяца перед отъездом я продумывала маршрут, списывалась с кемпингами, заказывала билеты на паромы и советовалась с бывалыми на форуме Винского.
Надо сказать, что такое большое самостоятельное путешествие – первое для меня. Хоть я и наездила бешеные тысячи километров по маршруту Рига-Таллинн-Хельсинки-Турку-Тампере-Ювяскюля-и обратно, но это все не то. Нас ожидали почти две недели свободного полета по Норвегии, стране моей мечты. У меня тряслись руки, когда я покупала билеты на паром Рига-Стокгольм, и когда пришло подтверждение, я наконец-то поверила – ААААААААААААА, я еду в Норвегию на почти две недели!!

Сборы, бесконечные консультации с мамой на тему – «мама, что лучше – брать примус и палатку, но дешевле, или ехать с комфортом, но дороже??», «мама, какая колбаса дольше всего не портится??», «маааам, а какие консервы лучше взять для макаронов по-флотски???»… В итоге, мы взяли палатку, но не брали примус. Палатка не пригодилась, а вот спальники и коврики – очень даже (Леше +100 к карме за это). Колбаса кончилась уже на обратном пути, где-то в Швеции, а вот тушенки можно было бы взять побольше, дааа…

Я страшно боялась, что Леше может не понравится в Норвегии. Ну мало ли – холодно, солнце все время светит, и днем и ночью… За Олю я не боялась, она Норвегию полюбила уже заочно, по тем нескольким фото, которыми я ее заманила в эту поездку. Но Леша парень бывалый, его парой фотографий не удивишь. В итоге, все получилось замечательно. И хотя Леше периодически мерещилось, что мы едем по Швейцарии, полярный день заставлял забыть, что мы далековато от этой европейской страны.

Итак, наступил последний день перед выездом. Выезжали мы 18 июня, в понедельник, в 17.00, паром Рига-Стокгольм.
Перед отъездом заехали в Рими, и основательно затарились алкоголем. В инстаграме даже есть фотография одной из двух тележек с пивом, сидром и ламбруской. Как показала практика – мало взяли, мало!
И вот, все вещи запакованы, и мы едем грузиться на паром. В Риге светило солнце, погода шептала, и нам казалось, что наше путешествие ничего не может омрачить.
Заехали на паром, не без труда выбрались из машины (уж очень тесные автотрюмы в Таллинке), нашли нашу каютку, бросили вещи, и пошли гулять по парому.
Перед самой поездкой я купила себе штатив – ну как же, снимать норвежские красоты со штатива… Знала бы я, что я сниму всего пару кадров на пароме…

А потом благополучно забуду штатив в каюте, и он будет ждать меня целых две недели в Риге, в портовой камере забытых вещей… Эх.

После просмотра футбольного матча, попытались перепеть пьяную шведскую молодежь в караоке, но, блин, в целых трех талмудах с песнями, всего ОДНА (!) песня на русском. Нам просто не дали шанса 😦
Пришлось от обиды уйти спать %)
Утром причалили в Стокгольме, долго и печально выезжали с парома. И вот, мы уже едем по Швеции. Швецию я не фотографировала – нечего там особо показывать, та же Латвия, только чуть-чуть холмистее. Те же Рими и Макдональдсы, Статойлы и JYSK`и. Как и не выезжали никуда.
В Норвегию мы планировали въехать с заднего двора, так сказать, почти что по проселочной дороге. Что нам и удалось сделать примерно через 9 часов после старта из порта.
Наш первый кемпинг недалеко от норвежско-шведской границы располагался на высоте 750 метров над уровнем моря, прямо на берегу большого озера.
Когда до него оставалось всего несколько километров, дорога растеряла свое асфальтовое покрытие (кстати, это была единственная гравейка за все 4 с половиной тысячи километров), зато приобрела некоторое очарование. Едем-едем, никого не трогаем, людей нет, машин нет, и тут с заднего сидения – ЛООООСЬ!!… Оказывается, глазастая Оля заметила лося недалеко от дороги в пролеске. Этот лось запал нам всем в душу (хотя видела его только Оля). Едем дальше, поворачиваем за угол, и тут БАЦ! Стадо оленей прямо на дороге.

Они задумчиво перешли дорогу, пока я судорожно меняла объективы, и удалились в лес.

Наконец мы доехали по 221 дороге до кемпинга FEMUND FJELLSTUE в Elgå. Живописнейшее местечко, и совсем не жалко, что пришлось свернуть с маршрута, и проехать лишние 40 километров.

Хозяйка кемпинга, милейшая норвежская бабушка, все нам показала, на отличном английском рассказала, что была в Латвии, и даже показала карту Латвии, которая вставлена в рамку и висит у нее в доме. А после того, как я заплатила за кемпинг, я услышала очаровательное «Paldies!» по-латышски. Кроме того, она рассказала нам, что те олени, которых мы видели по дороге – домашние, и из выращивают саамы. Рассказала и про саамскую школу, расположенную неподалеку.
После долгой дороги хотелось покушать, выпить и погулять 🙂
Довольно быстро сварганили шашлык, привезенный из Риги, запили это дело пивом и ромом с колой, и пошли гулять… Так как до полярного круга нам было еще пилить и пилить – закат присутствовал. И солнце стремительно опускалось за горизонт…

Небольшая прогулочка на 4 километра в общей сложности, и спали мы как убитые. Наутро предстояло проехать огромное количество километров, марш-бросок до Му-и-Рана, с заездом на некоторые достопримечательности. Я не была уверена, что все получится, но получилось – и красота, и экшн, и ваще.

С утра пофотографировали прекрасную погоду, лодочки на причале..

И выдвинулись в дорогу. Несмотря на то, что я все время была за рулем, и вроде бы должна была устать, хотеть спать и все такое – ан, нет. Живописность дорог зашкаливала, и спать не хотелось вовсе.

И снова олени…

Большинство фотографий с дороги сделано через стекло, и автором является Леша.

Хотя все бывалые предупреждали, что не получится останавливаться и снимать то, что хочется, потому что дороги узкие, остановится нет возможности. Но фишка в том, что если ехать проселочными дорогами, что мы и делали (пока не выехали на Е6), то можно останавливать хоть посередине дороги – траффик чуть более, чем совсем отсутствует, и на дороге можно делать практически все, что хочется. Чем мы и пользовались – останавливались, выскакивали из машины, фотались, прыгали в машину, и катили дальше.

По таким дорогам я могу ехать вечно…

А потом ыть! – и стадо коз, которые никуда не торопятся…

Или ремонт дороги, который тоже нетороплив…

И снова дорога, дорога… погода начинает портиться, появились облачка, и даже тучки…

Постепенно мы забрались на самую высокую точку в нашем путешествии – 920 метров над уровнем моря, фактически, это был перевал. Снег в июне, никакой зелени, разрыв шаблона.

В этом месте дорога была широкая, присутствовала обочина, так что мы воспользовались моментом, размяли ножки.

А затем, начался спуск вниз.

Хотела бы я быть этим жеребенком 🙂

А вот и первые водопады. Хотя я их почему-то все время называла фонтаны.
Сначала они вызывали у нас просто оргазм – «оооооооо, смотри-смотри, водопаааааад», пищали мы с Олей, показывая на жалкую струйку водички, прячущуюся в зелени гор. К концу нашего путешествия, на мое будничное – о, фонтан, народ даже голову не поворачивал :))))))

Наконец мы выехали на Е6. Это основная норвежская трасса. Поэтому траффик есть, и обгонять очень сложно. Но можно.

Тут уже не очень поостанавливаешься поснимать, поэтому в каре присутствуют бордюры, ограждения, провода и прочая нехудожественная хрень.

Кроме того, время от времени справа или слева возникали обрывы. Ну как обрывы… ущелья такие, метров по 200 глубиной, и от них нас отделял только хлипенький барьер. В голове проносилась мысль – знала бы моя мама, куда я еду, ни за что не пустила бы… хихи.

По дороге у нас был план осмотреть два водопада, которые есть в гугле. Далеко съезжать с дороги не нужно было, и мы воодушевились. Дорога тем временем, становилась все живописнее и живописнее.

У первого водопада, как и по всей Норвегии наблюдали камушки.

Немного спуститься вниз по тропинке… и вот он, красавец Formofoss. На очень повезло, как раз сквозь тучки светило солнце, и довелось увидеть радугу, и даже двойную.

Пофотографировали, я попутно пожалела, что все это дело мы снимаем под солнцем, стоящим в зените, а не на рассвете или закате, например, и мы поехали дальше.
В принципе, мы очень часто останавливались, когда видели какую-то фигню, которая нам была интересна. Вот и эта минигидроэлектростанция тоже привлекла наше внимание.

Очень красивый пейзаж, могу себе представить, как тут обалденно, когда свет подходящий.

Отъехали от танции и покатили дальше, ведь нас ждал еще один водопад, и уже ждали в кемпинге.

Погода стремительно ухудшалась. Казалось – вот же солнце, на соседней горе, а вот фиг вам!

И тут, после очередного ремонта дороги, прямо у этой самой дороги, блеснула бирюза среди деревьев. Остановились – очень милый, симпатичный водопадик, не обозначенный на картах.

Ну, а потом был огромный Laksforsen. Моросил дождик, вокруг был забор, поэтому фоточка только одна. Зато там я купила замечательную байку с надписью NORWAY 🙂

А погода все ухудшалась и ухудшалась…

И вот где-то тут мы уперлись в дорожный знак «Объезд», который показывал куда-то назад и в гору. Сильно круто в гору. Мы немного напряглись, но так как местные довольно резво сворачивали и скрывались за поворотом, мы решили тоже рискнуть, вариатов-то нет.
Итог: за пять минут мы поднялись на 550 метров над уровнем моря, на серпантине. И все было бы прекрасно, но шел дождь, а 550 – это уровень низкой облачности, поэтому ехали мы прямо в облаке, как следствие – видимость 0. А справа-то обрыв. И никакого бордюра. Ехавшая впереди фура довольно резво сначала забралась вверх, а потом почти не притормаживая полетела вниз. Мне было так страшно, что мы забыли даже сфотографировать это все. Чувствовала себя как в книге Стивена Кинга про туман. Сзади за мной так же, на скорости 30 км/час ползли местные.
Но все закончилось просто прекрасно. Зато после этого перевала мне стало откровенно пофиг на то, насколько узкая дорога, потому что уже вот того серпантина, и с более плохой видимостью нам ничего больше не встречалось.

Наконец-то мы добрались до кемпинга под Му-и-Рана, на скорую руку засняла остатки заката, и в виду неприглядной погоды, мы дружно поужинав, завалились спать.

Продолжение следует…

Десять дней в стране Полуночного солнца.

Часть вторая.
Часть третья.